Общение в деловом стиле – это способ взаимодействия, при котором происходит обмен навыками, опытом и информацией. В принципе, основная разница между общением в деловом стиле отличается от обычного общения тем, что деловое общение в обязательном порядке подразумевает постановку и решение каких-либо задач.
Деловые отношения и общение нельзя резко прекратить без ущерба, как минимум, для одной из сторон. Значительная часть делового общения происходит в рабочее время, в служебных помещениях организации. Данное понятие включает в себя всевозможные разговоры между наемными работниками одного уровня, а также отношения в стиле начальник – подчиненный или владелец предприятия – руководитель высшего или среднего звена. Кроме того, деловое общение также происходит на презентациях, совещаниях и приемах начальником своих подчиненных.
Язык делового общения может быть косвенным или прямым. В первом случае информация передается посредством почты, телефона, через посредников и так далее, то есть партнеров разделяет время или расстояние. Прямое общение подразумевает личный контакт и является гораздо более эффективным, так как скорость реакции и принятия решений в этом случае существенно выше.
Структурировать свои мысли порой полезно. А ведение ежедневника для повышения эффективности полезно вдвойне!
Если вы хотите поменять работу, то знайте, что уволиться без отработки реально.
Также общение деловых партнеров подразделяется на вербальное и невербальное. Вербальное состоит из слов и информационной нагрузки, которую они несут. Невербальное – это язык тела: жесты, мимика, положение тела, манера держаться, взгляды и так далее.
Стили делового общения
Манипулятивный стиль. Такое взаимодействие подразумевает, что один партнер относится к другому, как к рабочему инструменту и использует его для выполнения каких-либо задач или достижения определенных целей. Типичными примерами такого общения являются: обучение новым видам работ, убеждение или личный контроль выполнения поставленных задач.
Ритуальный стиль. В данном случае главной задачей партнеров является создание необходимого имиджа в обществе. В таком общении важен статус партнеров, а их личностные и деловые качества не принципиальны. Люди просто позиционируют себя как адекватные члены общества для того, чтобы получить поддержку от людей и их лояльность.
Гуманистический стиль. Основным направлением такого взаимодействия является поддержка партнерами друг друга и совместное обсуждение любых проблем. Отдельные качества партнеров не рассматриваются и не делятся на положительные и отрицательные. Человек воспринимается полностью. Такой подход выдвигает на первое место собственные качества личности и ее индивидуальные особенности. Тем не менее, при определенных обстоятельствах такой стиль взаимоотношений неуместен.
[note]Кроме того, каждый конкретный человек привносит в любой стиль делового общения собственные особенности, которые обуславливаются его отношением к людям, жизненным опытом и темпераментом.[/note]
Основными формами, в которых обычно проходит деловое общение, являются:
Деловая беседа. Общение заключается в обсуждении какого-либо вопроса, обмене мнениями или оглашении хода рабочего процесса. Принимать любые решения при данном формате беседы совершенно не обязательно.
Переговоры. Заинтересованные стороны общаются для того, чтобы принять решение о наиболее выгодных способах партнерства и совместной деятельности. Такой стиль общения обычно подразумевает заключение контракта или подписание договора о сотрудничестве.
Совещание. Группа профессионалов какой-либо отрасли публично ищут выход из ситуации или решение проблемы. В обязательном порядке соблюдается профессиональная этика и нормы ораторского искусства.
Спор. Данный стиль общения подразумевает наличие у сторон противоположных мнений или взглядов на проблему. В споре каждый отстаивает собственную точку зрения, выдвигая аргументы в ее пользу.
Деловое общение на различных предприятиях также подразумевает некоторые воздействия, применяемые руководителями к подчиненным.
- Поощрение. Выдача какого-либо вознаграждения сотруднику за хорошо выполненную работу. Главное обстоятельство для поощрения – это его адекватность и заслуженность.
- Критика. Устное выражение неудовлетворения действиями работника. Особенность критики заключается в том, что ее следует применять очень осторожно. Любое высказывание должно быть объективным. Кроме того, оно должно нести конструктивные предложения по выходу из сложившейся ситуации.
- Наказание. Самое жесткое воздействие, которое может выражаться в лишении премии, понижения в должности или увольнения. Должно быть неотвратимым, но применяется только в крайних случаях.
Правильно построенное общение позволяет существенно повысить эффективность деятельности любого предприятия. Роль делового общения в этом чрезвычайно велика.